Сайт Кадуйского муниципального округа Вологодской области  
Официальный сайт органов местного самоуправления Кадуйского муниципального округа Вологодской области 

Разъяснение законодательства

Какие изменения в законодательстве о порядке рассмотрения обращений граждан? 

Порядок рассмотрения обращений граждан, направленных в государственные органы, органы местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично-значимых функций, и их должностным лицам регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ). 

Согласно Закону № 59-ФЗ обращение гражданина - направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. 

Данные положения дополнены вступившим 01.09.2023 в законную силу Федеральным законом от 04.08.2023 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которому законодательно закреплена возможность направить обращение в органы государственной власти, а также получить ответ на это обращение через Единый портал государственных и муниципальных услуг.


Снятие дисциплинарного взыскания

Дисциплинарным взысканием признается мера ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. 

За дисциплинарное нарушение работодатель имеет право применить в отношение работника замечание, выговор, а также увольнение по соответствующим основаниям.

Применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных законодательством, не допускается. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Снятие дисциплинарного взыскания возможно до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания по инициативе работодателя, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Решение работодателя о досрочном снятии дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением).

Дисциплинарное взыскание может снять досрочно только работодатель, издав при этом соответствующий приказ.

В законодательство внесены изменения, дополняющие основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2023 № 1627 внесены изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы».

Земельный участок, находящийся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, предоставляется без проведения торгов в собственность за плату или аренду юридическому лицу, которое в соответствии с решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации уполномочено на реализацию масштабного инвестиционного проекта, отвечающего критериям, установленным законом субъекта Российской Федерации, и предусматривающего строительство стадиона и иных объектов спорта, а также обязанность этого лица осуществить за свой счет выполнение работ по сносу расположенных на таком земельном участке объектов недвижимости, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, до заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Документ вступил в силу с 12 октября 2023 года.


Об уголовной ответственности за оскорбление представителя власти

Статьей 319 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) установлена уголовная ответственность за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

 За данное преступление может быть назначено наказание в виде штрафа в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года.

Оскорбление представителя власти состоит в публичном унижении чести и достоинства представителя власти, затрагивающем его личностные и (или) профессиональные (служебные) качества, совершенному при исполнении или в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей и выраженном в неприличной или в иной форме, унижающей честь и достоинство потерпевшего. 

Оно может выражаться в публичном высказывании в адрес потерпевшего ругательств либо размещении унижающих потерпевшего сведений в средствах массовой информации или в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в публичных действиях, унижающих честь и достоинство потерпевшего.

При квалификации по ст. 319 УК РФ обязательным условием уголовной ответственности за оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является публичный характер соответствующих противоправных действий с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (например, высказывание или иное выражение оскорбления в присутствии потерпевшего и (или) других людей, в том числе в общественных местах, в ходе проведения массовых мероприятий, размещение оскорбительных сведений в средствах массовой информации, в сети «Интернет» на сайтах, форумах или в блогах, открытых для широкого круга лиц, массовая рассылка электронных сообщений). К представителям власти отнесены должностные лица правоохранительного или контролирующего органа, а также иного должностного лица, наделенного в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, либо совершаются в отношении близких таких должностных лиц.


О дисквалификации

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. 

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо к экспертам в области промышленной безопасности, либо к экспертам в области оценки пожарного риска, либо к лицам, осуществляющим деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, медицинским работникам, фармацевтическим работникам, либо к лицам, осуществляющим деятельность в области управления многоквартирными домами, либо к техническим экспертам в области технического осмотра транспортных средств.


Об установлении уголовной ответственности за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)

Федеральным законом от 31.07.2023 № 398-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с указанными изменениями Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 217.3 «Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)». Так, за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), совершенное лицом после его неоднократного привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние, если это нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба, за исключением случаев, предусмотренных статьями 217.1 и 263.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Кроме того, если нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

В случае смерти двух и более лиц - лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Обращаем внимание, что под неоднократным привлечением лица к административной ответственности за аналогичное деяние понимается привлечение лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 или 2 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, два и более раза в течение ста восьмидесяти дней. Изменения вступят в законную силу с 01.07.2024.


Установление факта трудовых отношений

В соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан оформить трудовой договор в письменной форме в течение трех рабочих дней с того дня, когда фактически допустил работника к исполнению служебных обязанностей (статья 67 Трудового кодекса Российской Федерации).

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Зачастую граждане соглашаются трудоустраиваться без оформления трудовых отношений или не отслеживают надлежащее их оформление. В таких ситуациях следует руководствоваться положениями статей 16, 67, 67.1 и 68 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым трудовые отношения между работником и работодателем считаются установленными, если работник фактически допущен к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. При указанных обстоятельствах договор считается заключенным.

При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. 

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми, если иное не установлено судом.

В случае, если работодатель игнорирует или уклоняется от требования работника, следует собрать доказательства наличия трудовых отношений с работодателем для защиты своих прав, после чего необходимо обратиться в прокуратуру, трудовую инспекцию и (или) в суд.

Для признания факта трудовых отношений при отсутствии заключенного трудового договора (или его подмены гражданско-правовым договором) учитываются следующее документы и обстоятельства:

- письменные задания, копии отчетов о работе, пропуск на предприятие (организацию), униформа с эмблемой организации, доступ к электронной почте предприятия, фотографии, проездные документы, записи видеокамер, подтверждающие осуществление трудовой деятельности и т.д.;

- подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка, определенному режиму;

- пояснения свидетелей, в том числе сотрудников, официально трудоустроенных у работодателя, которые подтверждают выполнение работником трудовой функции;

- оплата выполненной работы ежемесячно и без подписания акта выполненных работ.

В случае, если у работника нет письменного трудового договора, приказа о приеме на работу, иных документов, из которых суд может сделать вывод о размере заработной платы работника, в этом случае суды, установив наличие фактических трудовых отношений, взыскивают с работодателя заработную плату за фактически отработанное время, исходя из минимального размера оплаты труда, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации с учетом районного коэффициента.

Наряду с этим истец вправе заявить требования о внесении записи в трудовую книжку, выплате взносов обязательного пенсионного и медицинского страхования, налога в бюджет по месту учета налогового агента, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.

Исходя из обстоятельств дела, степени понесенных истцом нравственных страданий, принимая во внимание, что его право на получение заработной платы нарушено, суд может взыскать с


Установление факта трудовых отношений

В соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан оформить трудовой договор в письменной форме в течение трех рабочих дней с того дня, когда фактически допустил работника к исполнению служебных обязанностей (статья 67 Трудового кодекса Российской Федерации).

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Зачастую граждане соглашаются трудоустраиваться без оформления трудовых отношений или не отслеживают надлежащее их оформление. В таких ситуациях следует руководствоваться положениями статей 16, 67, 67.1 и 68 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым трудовые отношения между работником и работодателем считаются установленными, если работник фактически допущен к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. При указанных обстоятельствах договор считается заключенным.

При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. 

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми, если иное не установлено судом.

В случае, если работодатель игнорирует или уклоняется от требования работника, следует собрать доказательства наличия трудовых отношений с работодателем для защиты своих прав, после чего необходимо обратиться в прокуратуру, трудовую инспекцию и (или) в суд.

Для признания факта трудовых отношений при отсутствии заключенного трудового договора (или его подмены гражданско-правовым договором) учитываются следующее документы и обстоятельства:

- письменные задания, копии отчетов о работе, пропуск на предприятие (организацию), униформа с эмблемой организации, доступ к электронной почте предприятия, фотографии, проездные документы, записи видеокамер, подтверждающие осуществление трудовой деятельности и т.д.;

- подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка, определенному режиму;

- пояснения свидетелей, в том числе сотрудников, официально трудоустроенных у работодателя, которые подтверждают выполнение работником трудовой функции;

- оплата выполненной работы ежемесячно и без подписания акта выполненных работ.

В случае, если у работника нет письменного трудового договора, приказа о приеме на работу, иных документов, из которых суд может сделать вывод о размере заработной платы работника, в этом случае суды, установив наличие фактических трудовых отношений, взыскивают с работодателя заработную плату за фактически отработанное время, исходя из минимального размера оплаты труда, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации с учетом районного коэффициента.

Наряду с этим истец вправе заявить требования о внесении записи в трудовую книжку, выплате взносов обязательного пенсионного и медицинского страхования, налога в бюджет по месту учета налогового агента, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.

Исходя из обстоятельств дела, степени понесенных истцом нравственных страданий, принимая во внимание, что его право на получение заработной платы нарушено, суд может взыскать с ответчика компенсацию морального вреда (статья 237 Трудового кодекса Российской Федерации). ответчика компенсацию морального вреда (статья 237 Трудового кодекса Российской Федерации).


О расширении перечня лиц, имеющих право на переход с платного обучения на бесплатное

Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 09.08.2023 № 776 внесены изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.06.2013 № 443, регулирующий порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное. Право на такой переход согласно изменениям предоставлено детям лиц, принимающих или принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

При решении вопроса о переводе таких детей условие о том, что они не должны иметь на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения сохраняется.

           Внесенными изменениями предусмотрено, что участники специальной военной операции, не имеющие на момент подачи заявления на переход академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, переводятся на вакантные бюджетные места, перераспределенные в соответствии с Правилами перераспределения вакантных мест, имеющихся в образовательной организации и финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2023 № 1292.

Участник специальной военной операции, желающий перейти на вакантное бюджетное место, представляет в образовательную организацию, в которой он обучается, заявление на переход на имя руководителя образовательной организации и документ, подтверждающий участие в специальной военной операции.

Изменения вступили в силу с 01 сентября 2023 года и действуют до 31 августа 2024 года.


Уточнено понятие первой медицинской помощи.

14 апреля 2023 г. был принят Федеральный закон N 135-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", который внес изменения, уточняющие понятие первой помощи и правила ее оказания.

Первая помощь – это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и поддержание жизни и здоровья пострадавших и проводимых при несчастных случаях, травмах, ранениях, поражениях, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью пострадавших, до оказания медицинской помощи.

Она оказывается лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, а также самими пострадавшими (самопомощь) или находящимися вблизи лицами (взаимопомощь) в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Министерство здравоохранения РФ утвердит порядок, в соответствии с которыми оказывается первая помощь, а также установит требования к комплектации аптечек для ее оказания с применением медицинских изделий и (или) лекарственных препаратов.

Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2024 года.


О порядке поворота исполнения решения суда

На основании ст. 443 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (поворот исполнения решения суда).

Вопрос о повороте исполнения решения суда решается судом апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, а также судом первой инстанции, которому дело передано на новое рассмотрение. Если же данный вопрос не разрешен, ответчик вправе подать в суд соответствующее заявление.

При этом согласно ст. 445 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отмены в суде апелляционной инстанции решения суда по делу о взыскании алиментов поворот исполнения решения суда допускается только в тех случаях, если отмененное решение суда было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах.

В случае отмены в кассационном или надзорном порядке решений суда по делам о взыскании денежных сумм по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, о взыскании вознаграждения за использование прав на произведения науки, литературы и искусства, исполнения, открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья либо смертью кормильца, поворот исполнения решения допускается, если отмененное решение суда было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах.

Согласно ст. 445.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отмены судебного постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам в принятом в результате повторного рассмотрения дела новом судебном постановлении, которым суд окончательно разрешает спор, либо прекращает производство по делу, либо оставляет заявление без рассмотрения, должен быть разрешен вопрос о повороте исполнения судебного постановления.

В случае, если в новом судебном постановлении нет указаний на поворот исполнения судебного постановления, лица, участвующие в деле, вправе подать соответствующее заявление в суд первой инстанции.

В случае отмены судебного постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам по делам о взыскании денежных сумм по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, о взыскании вознаграждения за использование прав на произведения науки, литературы и искусства, исполнения, открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья либо смертью кормильца, поворот исполнения судебного постановления не допускается при отсутствии установленных фактов сообщения истцом ложных сведений или представления им подложных документов.


Обжалование судебного приказа

Судебным приказом является судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренных ст. 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или стоимость движимого имущества, подлежащего истребованию, не превышает 500 тысяч рублей (о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства; о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и иных сумм; о взыскании задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и др.).

Исходя из требований ст. 126 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд без вызова взыскателя, должника и проведения судебного разбирательства на основании представленных документов.

Как установлено ст. 128 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья в пятидневный срок со дня вынесения судебного приказа высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения. При поступлении в установленный срок возражений должника относительно исполнения судебного приказа судья отменяет судебный приказ. В определении об отмене судебного приказа судья разъясняет взыскателю, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства. Копии определения суда об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней после дня его вынесения.

В случае пропуска срока обжалования срок может быть восстановлен в соответствии со ст. 112 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие. Об отмене судебного приказа выносится определение, которое обжалованию не подлежит.


Расширен список исполнительных документов

Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В перечень исполнительных документов с 01.10.2023 включено постановление налогового органа о взыскании задолженности налогоплательщика (налогового агента) – организации или ИП в бюджетную систему РФ за счет имущества. Указанный исполнительный документ в отношении физического лица налоговый орган будет направлять ФССП России в виде информации о вступившем в силу судебном акте, содержащей требование о взыскании с гражданина задолженности по налоговым платежам, в форме электронного документа.


Об изменениях закона в части проведения профилактического визита по инициативе контролируемого лица

Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» с 4 августа 2023 года дополнен порядком проведения профилактического визита по инициативе контролируемого лица. Согласно изменениям закона такая инициатива позволит контролируемому лицу своевременно получить актуальную информацию об обязательных требованиях, подходах к их соблюдению и на этой основе добровольно устранить возможные нарушения обязательных требований без применения соответствующих мер воздействия.

С целью инициирования профилактического визита контролируемое лицо должно направить соответствующее заявление в контрольный (надзорный) орган, который рассматривает полученное заявление и принимает по нему решение в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявления. При принятии решения контрольный (надзорный) орган учитывает в том числе категорию риска, присвоенную объекту контроля. 

Основаниями для отказа в проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица являются:

     - поступление уведомления контролируемого лица об отзыве заявления;

  - решение контрольного (надзорного) органа об отказе в проведении профилактического визита, принятое в течение двух месяцев до даты подачи заявления;

  - невозможность в течение шести месяцев до даты подачи заявления проведения профилактического визита в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица;

  - наличие нецензурных либо оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей в заявлении.

В случае принятия решения о проведении профилактического визита дата этого визита должна быть согласована контрольным (надзорным) органом с контролируемым лицом в течение 20 рабочих дней любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.

Контрольный (надзорный) орган включает профилактический визит в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.


Что такое мелкое взяточничество?

Мелкое взяточничество – это получение, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей (основание ст. 291.2. УК РФ). 

Данное преступление отличается от получения или дачи взятки размером взятки. 

Лицо, как дающее взятку, так и получающее взятку, подлежит уголовной ответственности за мелкое взяточничество. 

 За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года. 

Более строгое наказание предусмотрено, если мелкое взяточничество совершено лицом, имеющим судимость за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве или мелкое взяточничество. В этом случае виновному грозит штраф в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. 

Важно: лицо, совершившее дачу взятки, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и расследованию преступления; в отношении него имело место вымогательство взятки; лицо после совершения преступления добровольно сообщило в правоохранительные органы о даче взятки.


Об ответственности за нарушения в области воинского учета

В силу Федеральный закон от 31.07.2023 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» с 1 октября 2023 года.

В статье 21.5 КоАП РФ введена ответственность за:

- неявку гражданина без уважительной причины в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет;

- несообщение гражданином в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией;

- несообщение гражданином в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, сведений о выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо неявка в военный комиссариат в установленный федеральным законом срок в случае наступления указанных событий;

- несообщение в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, гражданином, подлежащим призыву на военную службу, о выезде в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания.

Усилена ответственность за непредоставление в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, за непредоставление или несвоевременное предоставление должностными лицами государственных органов или организаций сведений, необходимых для ведения воинского учета, за уклонение от медицинского обследования, за умышленную порчу или утрату документов.

Увеличен и размер штрафа на данную категорию правонарушений с 1 тыс. рублей до 50 тыс. рублей для должностных лиц, установлена административная ответственность и для юридических лиц, размер штрафа составляет от 350 тыс. рублей до 400 тыс. рублей.


Что относится к общему имуществу в гаражном кооперативе?

Федеральным законом от 24.07.2023 № 338-ФЗ «О гаражных объединениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вводятся такие понятия, как гаражный комплекс, гараж и территория гаражного назначения. Закреплены положения о праве общей долевой собственности собственников гаражей на общее имущество в границах территории гаражного назначения, и определен состав общего имущества в границах территории гаражного назначения.

Установлены право общей долевой собственности собственников машино-мест, нежилых помещений на общее имущество в гаражном комплексе и состав общего имущества в гаражном комплексе.

К общему имуществу в границах территории гаражного назначения относятся в том числе объекты, предназначенные для общего пользования и составляющие общую инфраструктуру территории гаражного назначения (пешеходные переходы, ворота, ограждения, котельные, технические площадки и площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов). К общему имуществу в гаражном комплексе – технические этажи, чердаки, технические подвалы, лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры и др.

Документом определены особенности управления общим имуществом в границах территории гаражного назначения и в гаражном комплексе, проведения общего собрания собственников гаражей и общего собрания собственников машино-мест, а также вопросы, относящиеся к их компетенции. В целях совместного владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в общей собственности или в общем пользовании собственников гаражей в границах территории гаражного назначения, либо собственников машино-мест, нежилых помещений, расположенных в гаражных комплексах, совместного управления таким имуществом и обеспечения его содержания создаются товарищества собственников недвижимости. Документ вступил в силу с 1 октября 2023 года.


О правилах применения образовательными организациями дистанционных образовательных технологий

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» определен порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в том числе при проведении учебных занятий, практик, промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся в ходе реализации основных и дополнительных образовательных программ или их частей.

В целях реализации образовательной программы в течение всего периода обучения для участников образовательных отношений должны быть созданы условия получения доступа к электронной информационно-образовательной среде образовательной организации, обеспечивающей:

доступ к учебным планам и рабочим программам, онлайн-курсам и электронным учебно-методическим материалам;

доступ к базам данных и информационным справочным системам;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации;

формирование цифрового индивидуального электронного портфолио обучающегося; возможность проведения всех видов занятий и взаимодействия между участниками образовательных отношений.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 года и действует до 1 сентября 2029 года, за исключением положения об использовании высшими учебными заведениями и колледжами единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы для идентификации и аутентификации обучающихся в целях проведения промежуточной или итоговой аттестации и текущего контроля успеваемости, которое вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования документа.


Об обеспечении сохранности имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра на время отбывания наказания осужденным

Федеральным законом от 10.07.2023 № 320-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который дополнен статьей 313.1, устанавливающей основания и порядок принятия мер по обеспечению сохранности имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра на время отбывания наказания осужденным.

При наличии у осужденного имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра на время отбывания им наказания, суд разрешает вопрос о принятии мер по обеспечению его сохранности.

Суд по ходатайству осужденного выносит определение или постановление о принятии соответствующих мер при наличии одновременно следующих условий:

- у осужденного нет возможности самостоятельно обеспечить их сохранность;

- отсутствуют сведения о том, что осужденным самостоятельно приняты достаточные меры по обеспечению их сохранности;

- отсутствуют сведения о том, что в указанном жилом помещении проживают члены семьи осужденного или иные лица, вселенные в указанное жилое помещение на законных основаниях.

В законе приводится перечень мер, которые могут приниматься судом в целях обеспечения сохранности имущества.

Так, суд может наложить запрет на регистрационные действия без личного участия осужденного (на переход права собственности, ограничения права на жилое помещение и его обременения), на регистрацию граждан в указанном жилом помещении по месту пребывания и по месту жительства.

Меры по обеспечению сохранности имущества или жилого помещения отменяются по ходатайству осужденного путем вынесения судом определения или постановления.

Изменения, внесенные в УПК РФ, распространяются на отношения, связанные с обеспечением сохранности имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра на время отбывания наказания осужденным, возникшие с 13.07.2020.


О Порядке ознакомления пациента с медицинскими документами, отражающими состояние его здоровья

Основаниями для ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией является поступление в медицинскую организацию соответствующего запроса, в том числе в электронной форме.

Согласно Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента, утвержденного приказом Минздрава России от 12.11.2021 № 1050н, письменный запрос должен содержать следующие сведения:

фамилия, имя, отчество (при наличии) пациента;

фамилия, имя, отчество (при наличии) законного представителя пациента либо лица, указанного в пункте 2 указанного Порядка (супруг (супруга) дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки либо иные лица, указанные пациентом);

место жительства (пребывания) пациента;

реквизиты документа, удостоверяющего личность лица, направившего запрос, а также документа, подтверждающего полномочия законного представителя пациента (номер и серия (при наличии), дата выдачи, наименование выдавшего органа);

период оказания пациенту медицинской помощи в медицинской организации, за который пациент, его законный представитель либо лицо, указанное пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, желает ознакомиться с медицинской документацией;

почтовый (электронный) адрес для направления письменного ответа;

номер контактного телефона (при наличии).

В течение двух рабочих дней со дня поступления письменного запроса пациент, его законный представитель либо лицо, указанное пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, информируется работником медицинской организации доступными средствами связи, в том числе по номеру контактного телефона либо по электронной почте, о дате, начиная с которой в течение пяти рабочих дней возможно ознакомление с медицинской документацией с учетом графика работы медицинской организации, а также о месте в медицинской организации, в котором будет производиться ознакомление.

Максимальный срок ожидания предоставления возможности для ознакомления с медицинской документацией не должен превышать десяти рабочих дней со дня поступления письменного запроса.

В процессе ознакомления гражданин вправе выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с медицинской документации, в том числе с помощью технических средств. 

Пациенты, которым оказывается медицинская помощь в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, и передвижение которых по медицинским причинам ограничено, в том числе ввиду назначенного режима лечения, имеют право на ознакомление с медицинской документацией непосредственно в структурном подразделении медицинской организации, в котором они пребывают.


Об обязанности супругов по взаимному содержанию

В соответствии с главой 14 Семейного кодекса Российской Федерации установлены обязанности по взаимному содержанию супругов. 

Согласно требованиям статьи 89 СК РФ супруги обязаны материально поддерживать друг друга.

В случае если супруг отказывает в поддержке и между супругами отсутствует соглашение об уплате алиментов, то возможно требовать предоставление алиментов в судебном порядке.

Такое право имеет нетрудоспособный нуждающийся супруг; жена в период беременности; супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком в течение трех лет со дня его рождения; нуждающийся супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы.

Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке имеют и бывшие супруги.

Так, от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, могут требовать предоставление алиментов:

бывшая жена в период беременности, наступившей в период брака;

бывший супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком в течение трех лет со дня его рождения;

нуждающийся бывший супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы;

нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;

нуждающийся бывший супруг, достигший пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.

Соглашением между бывшими супругами может быть определен размер алиментов и порядок их предоставления бывшему супругу после расторжения брака. 

При отсутствии соглашения между супругами (бывшими супругами) об уплате алиментов размер взыскиваемых алиментов определяется судом исходя из материального и семейного положения супругов (бывших супругов) и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

Решить вопрос об освобождении от обязанности содержать нетрудоспособного нуждающегося в помощи супруга или ограничить эту обязанность определенным сроком как в период брака, так и после его расторжения возможно в судебном порядке в случае:

непродолжительности пребывания супругов в браке;

недостойного поведения в семье супруга, требующего выплаты алиментов;

если нетрудоспособность нуждающегося в помощи супруга наступила в результате злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами или в результате совершения им умышленного преступления.


Об Обзоре судебной практики по вопросам участия арбитражного управляющего в деле о банкротстве, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2023 

В обзоре отражены выводы из судебной практики относительно: требований, предъявляемых к арбитражному управляющему, и порядка его утверждения в деле о банкротстве; исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей; вознаграждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве; ответственности арбитражного управляющего и обжалования его действий (бездействия).

Отмечено следующее:

- неоднократное предложение кредитором одной и той же кандидатуры арбитражного управляющего в делах о банкротстве разных должников само по себе не указывает на зависимость этого арбитражного управляющего от кредитора;

- для осуществления возложенных на него обязанностей конкурсный управляющий вправе получать информацию о родственных связях лиц, контролировавших должника, а также об имуществе, принадлежащем заинтересованным по отношению к должнику лицам;

- Арбитражный суд может увеличить размер фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего в зависимости от объема и сложности выполняемой им работы;

- нарушения, допущенные арбитражным управляющим при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, не являются основанием для его отстранения, если они признаны судом несущественными.

Новое в законодательстве о социальной защите инвалидов 

Федеральным законом от 28.04.2023 № 137-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», введены понятия «сопровождаемое проживание инвалидов» и «социальная занятость инвалидов».

Сопровождаемое проживание инвалидов - комплекс мер, направленных на обеспечение проживания в домашних условиях инвалидов старше 18 лет, неспособных вести самостоятельный образ жизни без помощи других лиц, а также на повышение способности таких инвалидов к самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей (осуществлению трудовой и иной деятельности, досугу и общению).

Сопровождаемое проживание инвалидов включает в себя в том числе:

1) социальные услуги и социальное сопровождение инвалидов в соответствии с законодательством о социальном обслуживании;

2) услуги по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе формирование навыков самообслуживания и иных бытовых навыков;

3) услуги ассистента (помощника), оказывающего персональную помощь инвалидам в передвижении, получении информации, ориентации и коммуникации, в том числе при получении образования, осуществлении трудовой деятельности и получении социальных услуг;

4) создание специальных условий для получения инвалидами образования в соответствии с законодательством об образовании.

Примерный порядок организации сопровождаемого проживания инвалидов будет установлен Правительством Российской Федерации.

Нуждаемость инвалида в сопровождаемом проживании устанавливается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан с учетом критериев, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Социальная занятость инвалидов определена как деятельность инвалидов, не являющихся занятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в связи с имеющимися у них значительно выраженными ограничениями способности к трудовой деятельности и способных к осуществлению несложных (простых) видов деятельности исключительно с помощью других лиц.

Социальная занятость инвалидов направлена на социальную адаптацию и вовлеченность инвалидов в жизнь общества, осуществляется с согласия инвалидов на возмездной или безвозмездной основе.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют организации, уполномоченные на осуществление социальной занятости инвалидов.

Указанные изменения федерального законодательства вступили в силу с 01.09.2023.


О расширении перечня лиц, имеющих право на переход с платного обучения на бесплатное

Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 09.08.2023 № 776 внесены изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.06.2013 № 443, регулирующий порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное. Право на такой переход согласно изменениям предоставлено детям лиц, принимающих или принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

При решении вопроса о переводе таких детей условие о том, что они не должны иметь на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения сохраняется.

           Внесенными изменениями предусмотрено, что участники специальной военной операции, не имеющие на момент подачи заявления на переход академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, переводятся на вакантные бюджетные места, перераспределенные в соответствии с Правилами перераспределения вакантных мест, имеющихся в образовательной организации и финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2023 № 1292.

Участник специальной военной операции, желающий перейти на вакантное бюджетное место, представляет в образовательную организацию, в которой он обучается, заявление на переход на имя руководителя образовательной организации и документ, подтверждающий участие в специальной военной операции.

Изменения вступили в силу с 01 сентября 2023 года и действуют до 31 августа 2024 года.


Об ответственности за распространение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости

В соответствии с частью 6 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за предоставление должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, организациями или гражданами полученных ими сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, третьим лицам за плату, либо за создание сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и программ для электронных вычислительных машин, в том числе мобильных приложений, посредством которых предоставляется доступ к информационным ресурсам и обеспечивается возможность предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, либо за использование таких сайтов, программ и приложений создавшими их гражданами, организациями или иными лицами в целях предоставления, в том числе организации и (или) обеспечения предоставления, указанных сведений заинтересованным лицам, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

За указанные правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на граждан - в размере от 15 до 25 тысяч рублей; на должностных лиц - от 40 до 50 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 80 до 100 тысяч рублей; на юридических лиц - от 350 до 400 тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 40 до 50 тысяч рублей; на должностных лиц - от 80 до 100 тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до 1 года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 150 до 200 тысяч рублей; на юридических лиц - от 500 до 600 тысяч рублей (ч. 7 ст. 14.35 КоАП РФ).


Об обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии со ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации возложены на работодателя.

При приеме на работу работодатель должен ознакомить работников с требованиями охраны труда, обучить их безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим на производстве, а впоследствии - проводить проверку знания работниками указанных требований.

К исполнению трудовых обязанностей не допускаются лица, не прошедшие обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, которые проводятся за счет работодателя, а также в случае медицинских противопоказаний; не прошедшие в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, не допускаются к работе.

Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.

Нарушение работодателем установленных требований охраны труда и безопасности условий труда влечет административную и уголовную ответственность.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie